Тест и обзор SIGMA 20mm F1.4 DG HSM | Art
В феврале 2013 года на тесте побывала Sigma Art 35/1.4 DG HSM A1 — первая ласточка новой линейки объективов компании. Объектив выступил отменно, но вывод о превосходстве Sigma над прямым конкурентом от Canon – EF 35/1.4L USM – вызвал шквал негативных эмоций у поклонников марки. Прошло три года и раздраженное «не верю» слышно все реже: появление объективов, конкурирующих с именитыми соперниками не только ценой, но скорее завидными оптическими характеристиками и оригинальными инженерными решениями, перешло из разряда фантастики в область ординарного, если не обыденного и заурядного.
У Sigma Art 20/1.4 DG HSM, анонсированной 16 октября 2015 года, прямых конкурентов нет, что позволило компании объявить новинку «первым полнокадровым объективом 20 мм f/1.4 в мире». Leica Summilux-M 21/1.4 ASPH за 6730 долларов к конкурентам отнести сложно, но 7,5-кратная разница в цене заставляет задуматься.
Альтернативы Sigma Art 20mm f/1.4 DG HSM либо «темнее», либо отличаются фокусным расстоянием. Аналоги по фокусному (в порядке возрастания цены):
- Voigtlander Color-Skopar 20/3.5 SL II N Aspherical – 500 долларов, неавтофокусный
- Canon EF 20/2.8 USM – 540 долларов
- Nikon NIKKOR 20/2.8 – 620 долларов, неавтофокусный
- Nikon AF NIKKOR 20/2.8 D – 620 долларов
- Nikon AF-S NIKKOR 20/1.8 G ED – 800 долларов
- Близки неавтофокусные Zeiss Milvus 21/2.8 и Zeiss Distagon T* 21/2.8 по 1845 долларов
Конкуренты по светосиле:
-
Samyang (Rokinon, Bower) 24/1.4 ED AS UMC – от 450 до 500 долларов, неавтофокусный
-
Sigma 24/1.4 DG HSM Art – 850 долларов
-
Canon EF 24/1.4L II USM – 1550 долларов
-
Nikon AF-S NIKKOR 24/1.4 G ED – 2000 долларов
С ценой в 900 долларов Sigma Art 20/1.4 DG HSM «A» логично располагается в списке: и захочешь, а не пройдешь мимо, если нужен светосильный широкоугольный объектив. Остается понять, удалось ли компании создать модель, соответствующую высоким стандартам серии Sigma Art.
Технические характеристики
-
Фокусное расстояние: 20 мм
-
Угол поля зрения (диагональ): 94,5 градуса
-
Оптическая конструкция: 15 элементов в 11 группах, включая 2 асферических, 2 FLD и 5 SLD элементов
-
Диапазон диафрагм: f/1.4 – f/16
-
Количество лепестков диафрагмы: 9, скругленные
-
Привод автофокуса: ультразвуковой HSM мотор
-
Минимальная дистанция фокусировки: 27,6 см
-
Максимальное увеличение: 0,14х
-
Размеры: 91,5*129,5 мм
-
Вес: 950 грамм
Доступны варианты: Canon, Nikon, Sigma
Комплект поставки
В коробке традиционного для новой линейки объективов компании дизайна покупателя ждут:
-
Объектив
-
Передняя крышка Sigma LC907-01
-
Задняя крышка
-
Чехол для хранения и переноски
-
Руководство по эксплуатации
-
Гарантийный талон
Бленда, как это часто бывает у объективов с выпуклым передним элементом, встроенная. Традиционна и передняя крышка в форме глубокого колпака из пластика, надеваемого на встроенную бленду: решение вынужденное и сопровождающее объективы со встроенной блендой и выпуклым передним элементом. На новом объективе передняя крышка держится уверенно.
Полужесткий чехол для хранения и переноски удобен, а его присутствие в комплекте субъективно добавляет Sigma 20mm f/1.4 DG HSM Art «качественности и продуманности».
Конструктив и качество изготовления
Дизайн Sigma Art 20/1.4 DG HSM традиционен для линейки объективов Sigma Global Vision, сочетание матового и глянцевого пластика мне по душе, но элегантным героя обзора я бы не назвал: размеры и вес Sigma Art 20/1.4 DG HSM сравнимы скорее с характеристиками светосильных зум-объективов — герой обзора больше и тяжелее Canon EF 24-70/2.8 L USM и Tamron 24-70/2.8 Di VC.
Органы управления представлены окошком расстояний, кольцом ручной фокусировки и переключателем режима работы автофокуса.
Кольцо фокусировки расположено там, где надо, отлично демпфировано, удобное, убедительно широкое (4 см, 3 из которых покрыты ребристой резиной), сидит как влитое. В режиме автофокуса не вращается. Пользоваться им одно удовольствие: ход плавный, усилие комфортное, чуть больше привычного. Критике поддается составляющий немногим более 100 градусов ход кольца — для комфортной ручной фокусировки предпочел бы значение побольше.
Объектив не меняет внешних размеров при фокусировке, передний элемент не вращается, но форма переднего элемента и встроенная бленда не позволяют использовать обычные фильтры. Невозможность использования градиентного, поляризационного или ND-фильтра у широкоугольного объектива, нередко использующегося для съемки пейзажей, огорчает.
Средняя часть объектива, не занятая окошком расстояний, логотипом «А» и убедительным по размерам переключателем режимов фокусировки, сделана ребристой, что предотвращает соскальзывание руки и облегчает установку и снятие объектива. Переключатель режима работы автофокуса расположен удобно. Размер комфортен, переключения четкие.
К использованным материалам никаких претензий. Корпус Sigma Art 20/1.4 DG HSM выполнен из «термоустойчивого композитного материала TSC» (Thermally Stable Composite compound material), байонет и основание объектива — из латуни.
Задний элемент
В целом, конструктив, дизайн и качество изготовление Sigma 20/1.4 DG HSM вызывают только положительные эмоции. Расстраивает невозможность использования обычных фильтров и отсутствие пыле- и влагозащиты. Причина, по которой Sigma не оснащает модели Art хотя бы резиновым уплотнителем вокруг крепления байонета, непонятна.
В использовании Sigma Art 20/1.4 DG HSM удобен с двумя оговорками:
-
немалый вес в 950 грамм – дань сложной оптической схеме и качественным материалам изготовления, но легко и непринужденно комплект целый день не проносишь.
-
Центр тяжести объектива смещен к массивному переднему элементу, что слегка нарушает развесовку комплекта.
Геометрические искажения
Sigma Art 20/1.4 DG HSM успешно контролирует геометрические искажения, хотя показанный уровень дисторсии оказался несколько выше ожидаемого. Я предполагал показатели в 1 – 1,5% (у Sigma AF 20/1.8 EX DG Aspherical – бочка в 1,1%, у Canon EF 20/2.8 USM – в 1,2%), Imatest определил бочкообразную дисторсию в 2,1%.
Бочка в 2,1% не криминальна, чаще всего на реальных снимках заметна не будет, тем более характер искажений правильный и они легко корректируются при постобработке.
Разрешение и резкость
В этой дисциплине Sigma Art 20/1.4 DG HSM откровенно порадовала, а с учетом фокусного расстояния – выступила на удивление собранно, показав отличные результаты. Центр кадра приемлем уже на полностью открытой. Нужно отметить, что «приемлемость» распространяется на немалую часть кадра, а не область в 10 – 15% по центру — хромают только самые края и углы.
Отличные результаты по центру на тестовом экземпляре достигаются на f2.5 – f/2.8.
Края и углы значительно подтягиваются к f/2.8, с f/4.0 изображение можно характеризовать как равномерно резкое по всему полю кадра. В диапазоне f/4 — f/11 герой обзора заслуживает самых высоких оценок – показатели высокие, картинка равномерно резкая по всему полю.
Sigma Art 20/1.4 DG HSM позволяет прикрывать диафрагму до максимальных значений – некоторые потери из-за дифракции искупаются равномерностью показателей, а значения не падают ниже приемлемого уровня.
График резкости по центру в зависимости от диафрагмы, построенный Reikan Focal не совсем согласуется с результатами Imatest; предполагаю, что виной тому некоторый разброс результатов при автофокусировке на открытых значениях диафрагмы (о чем в соответствующем разделе).
Результаты Imatest выглядят реальнее и согласуются с субъективными впечатлениями от использования объектива.
Для широкоугольного объектива поведение практически безукоризненно и в этой дисциплине Sigma 20mm f/1.4 DG HSM Art заслуживает самых высоких оценок
Хроматические аберрации
Присутствие в оптической схеме объектива специальных элементов, призванных бороться с хроматическими аберрациями, далеко не всегда обеспечивает требуемый результат, но в случае с Sigma Art 20/1.4 DG HSM сложная оптическая схема явно идет на пользу качеству формируемого изображения. Ширина ХА не превышает 1,5 пикселей на всех рабочих значениях диафрагмы, условно комфортный уровень в 0,06% не превышен (тестовый экземпляр показал 0,06% в углу кадра только на диафрагме f/2.8). Для широкоугольного объектива – отменный результат.
Виньетирование
Поведение Sigma Art 20/1.4 DG HSM характерно для светосильных объективов: на открытых значениях диафрагмы затемнение углов и краев кадра по сравнению с его центром явно выражено и способно доставить неудобства, условно приемлемый уровень достигается прикрытием минимум до f/2.8, а лучше – до f/4.0
На полностью открытой диафрагме виньетирование по углам кадра превышает 3 ступени, что определенно потребует коррекции при постобработке, если только не рассматривать эффект в качестве «художественного приема».
Автофокус
В приводе автофокуса Sigma Art 20/1.4 DG HSM используется ультразвуковой мотор, процесс практически бесшумен и не вызывает нареканий на скорость: прогон по всей дистанции фокусировки занимает менее секунды.
Работа автофокуса тестового экземпляра оставила смешанные впечатления: не порадовала стабильность результатов на открытых значениях диафрагмы, процент промахов по вине автофокуса тоже несколько превышает привычный.
По порядку.
К цепкости без претензий: автофокус не склонен к рысканию, цепляется уверенно даже при неблагоприятных условиях. К точности, однако, вопросы есть, скорее даже не к точности, а к повторяемости результатов: на открытых диафрагмах последовательные кадры чаще всего укладываются в зону РИП, но при внимательном рассмотрении видно, что точно сфокусированные снимки соседствуют с условно приемлемыми – вроде и в пределах допустимого, но разница заметна.
Reikan Focal подтверждает субъективное мнение, оценивая стабильность и повторяемость результатов в 95%: еще не повод задуматься, но определенно отличается от 98%, которые соответствуют показателю «отлично».
Тестовый экземпляр на моем Canon EOS 5D mark II показал небольшой бэк-фокус. К счастью, Sigma Art 20/1.4 DG HSM не страдает фокус-шифтом (смещением точки фокусировки при изменении значения диафрагмы), который часто встречается у светосильных объективов, и проблема легко решилась внесением внутрикамерной поправки без мучительных размышлений о том, на какое значение диафрагмы настраивать точную фокусировку. Добавлю, что отсутствие фокус-шифта добавляет герою обзора жирный плюс и свидетельствует об эффективном контроле над сферическими аберрациями.
В целом, никакого криминала, но Sigma Art 20/1.4 DG HSM настолько уверенно выступает в остальных тестовых дисциплинах, что «обычная» работа фазового автофокуса вызывает обиду: у «середнячка» схожее поведение не вызывало бы никаких негативных эмоций, в случае с героем обзора — досадно.
Работа контрастного автофокуса заслуживает похвалы и высоких оценок: убедительно быстро, точно и уверенно. Reikan Focal подтверждает сложившееся впечатление, оценивая повторяемость результатов в 99%.
В переписке с коллегами прозвучало утверждение, что фазовый автофокус Sigma Art 20/1.4 DG HSM намного увереннее работает с новыми моделями фотоаппаратов Canon. Ни подтвердить, ни опровергнуть не могу.
Картинка, контровый свет, кома
Sigma Art 20mm f/1.4 DG HSM определенно не разочарует качеством формируемого изображения. Сочетание отменной резкости, высокой контрастности и крайне невысокого уровня хроматических аберраций на картинке, полученной на фокусном 20 мм, радует. Цвета насыщенные, цветопередача тяготеет к «фирменной Сигмовской», контрастность без нареканий.
Работа в контровом свете лучше ожидаемого, но не безукоризненна. Герой обзора уверенно справляется с источниками света за пределами кадра, но при расположении источника у края или угла внутри кадра способен дополнить изображение мелкими артефактами.
Подчеркну: мелкими, немногочисленными и только если источник в границах кадра. Контрастность сохраняется даже на открытых значениях диафрагмы.
Из минусов необходимо упомянуть, что на диафрагмах до f/2.8 Sigma Art 20mm f/1.4 DG HSM подвержена явной коме по краям и углам кадра.
Боке вряд ли можно отнести к значимым характеристикам широкоугольного объектива, но максимальная диафрагма f/1.4 предполагает умение размывать зоны вне фокуса. На открытых значениях диафрагмы добиться эффекта не сложно, но характер размытия нервный и перегруженный.
Заключение
Sigma Art 20/1.4 DG HSM соответствует высоким стандартам, заданным другими моделями Sigma Art и определенно относится к лучшим представителям семейства широкоугольных объективов. Сочетание 95 градусов диагонального поля зрения и максимальной диафрагмы f/1.4 на момент написания обзора является уникальным для полнокадровых объективов, уникальность дополняется завидными результатами, показанными героем обзора при тестировании. Минусы присутствуют, но они искупаются сочетанием фокусного 20 мм и высокой светосилы.
К минусам и придиркам можно отнести:
- Невозможность использования обычных фильтров
- Вес
- Высокое виньетирование на открытых значениях диафрагмы
- Не всегда уверенная работа автофокуса на открытых диафрагмах
- Кома в углах кадра на открытых диафрагмах
К несомненным плюсам:
- Завидное разрешение и однородность резкости по полю кадра
- Убедительный контроль над хроматическими и сферическими аберрациями
- Отличное качество изготовления и использованных материалов
-
Уверенную работу в сложных условиях освещения
Нужно отдать должное компании Сигма: обычно возможность добавить в описание продукта слов «самый» и «единственный» автоматически означает высокий ценник. Sigma Art 20/1.4 DG HSM очень логично располагается среди конкурентов, хотя это «единственный» 20 мм f/1.4 объектив (он же «самый светлый из объективов шире 24 мм»), а с учетом его завидных оптических характеристик можно говорить от отменном соотношение цены и качества.
Настоятельно рекомендую.
Благодарю компанию Онлайнтрейд за предоставленную возможность познакомиться с объективом.
Март 2016 года
Тестовые снимки