«Маленький офис – большая фабрика»

Новинки, планы, конкуренты, философия – все, что вы хотели знать о современной SIGMA. Интервью исполнительного директора корпорации SIGMA г-на Казуто Ямаки порталу dpreview.com.

— Объективы SIGMA серии Art демонстрируют лучшие оптические показатели, чем их аналоги, например, от Canon или Nikon, и при этом стоят дешевле. Как это возможно?

— Есть несколько причин почему мы можем так делать. Во-первых, мы относительно небольшая компания и имеем гораздо меньше административного персонала, чем принято в больших компаниях. В основе нашего подхода к делу лежит основной принцип философии моего отца (Мичихиро Ямаки, 1934-2012 гг. – основатель компании): «Маленький офис – большая фабрика». Это означает, что мы имеем небольшую и эффективную команду администраторов и большую команду инженеров-разработчиков. Я последовательно придерживаюсь этой концепции и в результате административные расходы SIGMA гораздо ниже, чем у других компаний – это первая причина. Вторая состоит в том, что мы производим практически все необходимое на нашей собственной фабрике. Если бы мы привлекали сторонних поставщиков нам бы пришлось платить им и увеличивать таким образом наши затраты, но мы стараемся делать все сами насколько это возможно.

— Вы ориентируетесь больше на дорогие продукты, чем на массовый спрос?

— По экономическим причинам мы должны ориентироваться на производство дорогих продуктов. Мы делаем все наши объективы в Японии. Сейчас йена слабеет, поэтому стоимость нашего производства выше той, которая могла бы быть, если бы мы занимались производством в других странах типа Китая или где-то еще в Азии. Но, конечно, мы также испытываем удовольствие от того, что производим высококлассные качественные продукты вместо продуктов массового спроса.

— Значит, вы получаете больше прибыли, производя дорогие объективы?

— Это зависит от конкретного продукта. Например, даже некоторые высококлассные объективы приносят небольшую прибыль, так как выпускаются в небольших количествах. Наибольшая разница с массовыми продуктами состоит в том, что мы предлагаем дополнительные ценности к нашим высококлассным объективам. Покупатели ценят это и платят за это. А для массового продукта цена важнее технических характеристик.

— Вы представляете себе SIGMA как премиальный люксовый бренд?

— Нет. Я просто хочу производить высококачественный продукт по разумной цене. Но в плане качества, да – мы хотим быть премиум брендом.

— Внедрение какой технической инновации позволило вам начать производство более качественных объективов по сравнению с теми, которые вы выпускали прежде?

— Если вспомнить, что было несколько десятков лет назад, то, конечно, компьютеры помогают очень сильно. Время расчета движения лучей теперь стало гораздо меньше, так что наши инженеры получили возможность рассчитывать множество вариантов. Когда я присоединился к компании, требовалось 30 минут, чтобы выполнить единичное вычисление, а сегодня на это требуется меньше минуты. Эта инновация оказала наибольшее влияние, но она действует для всех компаний.

Другое дело – это наша фабрика. Она имеет самые современные технологии по полировке самых сложных оптических деталей. Разработка оптических систем всегда входит в противоречие с конструированием реальных продуктов. Например, конфликт с такими механическими характеристиками как вес и размеры, необходимость оптической стабилизации, а также с технологическими возможностями.

Если инженеры на фабрике не могут отполировать особенно сложный кусок стекла, необходимый для изготовления линзы, то конструктор оптики может просто опустить руки, поэтому на нашей фабрике есть все возможности для изготовления и массового производства сложных оптических элементов.

— Когда SIGMA начала использовать компьютеры?

— Я не знаю, давно. Наверно, больше 30 лет назад. В то время компьютеры были такими медленными, что в принципе не изменяли общую ситуацию. Конструкторам оптики все еще требовалась интуиция и опыт в разработке хороших объективов, и они были привязаны к специфическим методам разработки различных типов линз. Но сегодня вычисления так быстры, что инженеры могут применять различные подходы к конструированию и смело экспериментировать.

Также современные разработчики оптики могут использовать преимущества отработанных ранее конструкций. Сейчас существует огромная база оптических решений, так что конструкторы могут заранее проверить какое решение лучше подходит для определенной конструкции линзы.

— Как SIGMA решает проблему настройки фокусировки с зеркальными камерами от различных производителей?

— Мы не можем менять программное обеспечение камер, но мы можем перепрограммировать наши объективы. Если пользователь пришлет нам камеру и объектив, то мы их настроим. Это самый популярный запрос от наших клиентов. Но многие пользователи отказываются от такого варианта, потому что он требует времени. Поэтому как альтернативу мы предложили USB-док станцию для точной настройки. Если вы используете встроенную в камеру регулировку фокусировки, то фокус сдвигается на одинаковое значение на всех диапазонах дистанций фокусировки и вне зависимости от фокусного расстояния зум-объектива. Используя USB-док станцию, вы можете сдвигать автофокус в зависимости от дистанции и фокусного расстояния объектива.

— Это работает хорошо. Но если у вас есть четыре дистанции фокусировки и четыре фокусных расстояния, то пользователю надо ввести 16 значений. Это много. Вы думаете над автоматизацией процесса?

— Это проблема. Конечно, мы ищем лучшее решение, потому что текущее не устраивает до конца некоторых наших пользователей. Таким людям мы рекомендуем обращаться в наши сервисные центры, где мы самостоятельно настраиваем автофокус.

— Какая задача самая сложная при конструировании объективов?

— Существует много проблем, но самая главная – это постоянно увеличивающееся разрешение камер. Количество пикселей со временем увеличится еще больше, и немногие производители будут способны создавать объективы, которые будут соответствовать разрешению камер.

— Вы уверены, что ваши объективы Art-серии способны обеспечивать достаточную детализацию изображения с новой камерой Canon с 50-мегапиксельным сенсором?

— Я, думаю, да. Конечно, это зависит от значения диафрагмы, но мы верим, что наш новый 24mm F1.4 Art лучший на рынке объектив среди объективов с этим фокусным расстоянием. То есть если наш объектив нельзя использовать с новыми камерами Canon, то и другие объективы 24мм тоже не смогут с ними работать.

— Трудно ли делать объективы с малым расстоянием до матрицы камеры, например, объективы для полноформатных камер Sony Alpha? Не потому ли мы не видим подобных объективов SIGMA?

— Нет. Мы хотим расширить линейку объективов для беззеркальных камер, но это вопрос приоритетов.

— А какие у вас текущие приоритеты?

— В первую очередь, зеркальные камеры, особенно Canon и Nikon, так как очень много наших потребителей используют эти системы. После этого беззеркалки, система Sony FE.

— Есть слухи, что вы прекратили выпуск объектива 24-105мм. Очевидно, слухи неверны, но оправдал ли этот объектив ваши ожидания?

— Я доволен оптическим качеством этого стандартного зум-объектива. Подобные объективы очень тяжело проектировать, ведь их фокусное расстояние покрывает диапазон от широкого угла до телефото, да еще и захватывают стандартное. А, между тем, идеальная конструкция широкоугольного объектива и телеобъектива очень разнится. Поэтому мы должны достичь некоего компромисса. И 24-105мм действительно хорош для подобного типа объективов.

Возможно, он не очень выделяется по качеству изображения на фоне конкурентов, но ничего страшного. Слух о снятии с производства возник, потому что мы не можем производить этот объектив в достаточном количестве. Мы прогнозировали достаточно низкий спрос и не планировали производить много. Но внезапно все объективы 24-105мм оказались проданы, и мы получили множество дополнительных заказов. Но теперь требуется четыре месяца, чтобы возобновить производство.

— Такие немассовые объективы вы производите партиями?

— Да. Мы непрерывно производим такие популярные объективы как 35мм и 50мм, а также некоторые зум-объективы, но более нишевые объективы производятся партиями каждые три-четыре месяца.

— Очевидно, SIGMA ориентируется на качество изображения, что означает большие размеры объективов. Не думали ли вы создать оптику, в которой будет компромисс между качеством и габаритами? 

— Такая оптика уже существует – это линия объективов Contemporary. Объективы этой линии некий компромисс между размером, весом, ценой и качеством изображения. Это не самые бюджетные объективы, но мы пытаемся достичь максимального баланса. В Art-серии же приоритетными являются качество, а потом уже размер, вес и цена.

— Объективы подобные Zeiss 55mm F1.8 для Sony FE имеют превосходное оптическое качество и при этом сравнительно малые размеры и вес. Если бы вы попробовали создать объектив Art для этой системы, то, может быть, имело бы смысл достичь нового баланса между качеством и размерами и сделать объектив более компактным?

— Да, это одна из областей, которой мы интересуемся. Другой мотивацией для нас при создании новых объективов является желание дифференцировать их от объективов других производителей. Sony уже выпускает прекрасный с точки зрения размеров, качества и цены объектив 55mm F1.8. Так зачем пытаться сделать еще один такой же? Но есть огромная разница между F1.4 и F1.8, поэтому мы лучше сделаем F1.4 или что-то другое.

— Какие новинки будут в серии Art?

— Основная концепция серии Art – это, конечно, максимальное качество. С другой стороны интересно сделать что-то ранее не существовавшее. Например, новый Canon 11-24mm очень впечатляет. Это очень хороший объектив. Хотя и дорогой.

— Как вы думаете, есть ли шанс у SIGMA в сегменте сверхширокоугольных объективов?

— SIGMA является пионером в создании широкоугольных зум-объективов. В 70-х годах мы разработали объектив 21-35mm, который, как я полагаю, был первым по-настоящему широкоугольным объективом. Затем, мы создали 18-35mm, потом 17-35mm, 15-35mm и 12-24mm. Мы всегда разрабатывали широкоугольные объективы. Сейчас Canon, например, побил наш рекорд по видам широкоугольников, но мы занимаемся обновлением своей линейки. И обязательно представим новинки.

— Многие широкоугольники не позволяют применять фильтры из-за большой передней линзы. Думаете ли вы, что это по-прежнему проблема или применение фильтров уже необязательно?

— Фильтры по-прежнему важны. Мы хотим делать объективы, на которые можно установить фильтры, но физически это очень трудно. Потому что свет заходит в объектив под очень широким углом.

— Какой объектив ваши покупатели просят вас сделать в линейке Art следующим?

— Самый большой запрос на 24-70mm F2.8. Затем макрообъективы, а также широкоугольный зум типа 14-24mm.

— Какой, по вашему мнению, будет SIGMA через десять лет?

— Трудно предсказывать будущее. Фотография существует более 100 лет, и рынок падает, а может упасть еще сильнее. Но фотолюбители будут существовать и через 10 лет. Так что SIGMA будет ориентироваться на этих энтузиастов и профессиональных фотографов, для которых мы всегда будем создавать высококачественные объективы.

Интервью опубликовано 4 марта 2015г. Авторы: Барни Бриттон, Риши Саньял. Перевод: Дмитрий Дубинин.