Обзор и тест SIGMA 50-100mm F1.8 DC HSM | Art

SIGMA дала владельцам APS-C фотоаппаратов возможность всего двумя светосильными зумами f/1.8 (18-35mm F1.8 DC HSM | Art и 50-100mm F1.8 DC HSM | Art) заменить целый набор «фиксов», не потеряв в светосиле, а главное – в качестве получаемого изображения», – обзор от портала vlador.com.

 Орфография и пунктуация автора сохранены. Источник: https://www.vlador.com/

Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art

Герой сегодняшнего обзора — объектив Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art – рассчитан на работу с APS-C зеркальными фотоаппаратами. Сигма дала владельцам APS-C фотоаппаратов возможность всего двумя светосильными зумами f/1.8 (Sigma Art 18-35mm DC HSM и 50-100mm DC HSM) заменить целый набор «фиксов», не потеряв в светосиле, а главное – в качестве получаемого изображения. Напомню, что f/1.8 на ступень с третью «светлее» объективов f/2.8.

 

Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art, третий уникальный по светосиле объектив с переменным фокусным расстоянием в линейке объективов компании, был анонсирован в конце февраля 2016 года. Его «светлые» собратья побывали на тестах владор.ком и оставили самые благоприятные впечатления:

Sigma Art 18-35mm f/1.8 DC HSM — «самый светосильный массово производимый зум-объектив для зеркальных фотоаппаратов в истории фотографии на момент анонса» выпустили на рынок в 2013 году

Sigma Art 24-35/2.0 DG HSM – «самый светосильный полнокадровый зум и единственный полнокадровый объектив с переменным фокусным расстоянием с постоянной светосилой f/2.0 на всем диапазоне» доступен с 2015 года.

 

Технические характеристики

Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art
  • Диапазон фокусных расстояний: 50 — 100 мм
  • Эквивалентные фокусные: 80 – 160 мм (Canon), 75 – 150 мм (Nikon, Sigma)
  • Угол поля зрения (диагональ): 31.7 – 16.2 градуса
  • Оптическая конструкция: 21 элемент в 15 группах
  • Диапазон диафрагм: f/1.8 – f/16
  • Количество лепестков диафрагмы: 9, скругленные
  • Привод автофокуса: ультразвуковой мотор HSM
  • Минимальная дистанция фокусировки: 95 см
  • Максимальное увеличение: 0,15х
  • Диаметр светофильтра: 82 мм
  • Размеры: 94*170.5 мм
  • Вес: 1491 грамм

Выпускаются варианты: Canon, Nikon, Sigma

Комплект

Комплект

Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art продается в традиционно для объективов серии Sigma Art полном комплекте. Кроме объектива с передней и задней крышками покупателя ждут качественные бленда Sigma LH880-02 и чехол для хранения и транспортировки с наплечным ремнем.

Отменные чехлы от Sigma я хвалил не раз, повторяться не буду. Остановлюсь на комплектной штативной лапке и бленде.

Штативная лапка для объектива таких габаритов и веса – не аксессуар, а необходимость. Наверное, именно поэтому Sigma сделала лапку несъемной (решение, знакомое по другим объективам, к примеру, по Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX). Сама лапка изготовлена качественно и успешно выполняет свои функции, но с одной оговоркой: я бы предпочел, чтобы площадка была чуть длиннее и не так близко прилегала к кольцу изменения фокусных.

Бленда Sigma LH880-02 с широкой прорезиненной полоской в месте хвата, вызывает ощущение продуманности и на удивление удобна.

Штативная лапка
 
Комплектная бленда

Изготовление, конструктив, эргономика

Передний элемент

Начну с выводов: Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art несет на себе характерные фамильные черты объективов линейки Sigma Art, явно относится к верхнему сегменту сменной оптики, внушает уважение продуманностью, дизайном, конструкцией, сборкой и использованными материалами, выглядит и ощущается основательно.

Крепление байонета из латуни, основание корпуса из металла, пластиковые детали из «термоустойчивого композитного материала TSC» (Thermally Stable Composite compound material) – поликарбоната, выглядящего и ощущающегося как металл и имеющего схожие с алюминием термальные характеристики, резиновое нескользящее покрытие колец изменения фокусных и ручной фокусировки приятно наощупь. Среди «качественных мелочей» упомяну среднюю часть объектива, не занятую окошком расстояний, логотипом «А» и убедительным по размерам переключателем режимов фокусировки: поверхность сделана ребристой, что предотвращает соскальзывание руки и облегчает установку и снятие объектива.

Задний элемент

Органы управления представлены окошком расстояний, кольцами изменения фокусных и ручной фокусировки и переключателем режима работы автофокуса. Кольца расположены удобно: кольцо ручной фокусировки вынесено к переднему элементу, кольцо зуммирования расположено посередине корпуса объектива, чуть ближе к фотоаппарату, в месте естественного хвата.

Кольцо изменения фокусных отлично демпфировано, сидит как влитое, вращается с благородным равномерным усилием, без рывков и заеданий. Усилие чуть больше привычного. Кольцо широкое – 34 мм, средняя часть шириной 20 мм покрыта рифленой резиной, на передней части нанесена разметка фокусных расстояний – 50, 60, 70, 85 и 105 мм. Ход кольца зуммирования составляет чуть меньше 90 градусов.

Высокое качество изготовления

Кольцо ручной фокусировки широкое: 46 мм, 34 из которых покрыты рифленой резиной. Ход кольца достаточен для комфортной работы – около 150 градусов, плавный, усилие чуть выше привычного. Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается.

Переключатель режима работы автофокуса расположен удобно. Размер комфортен, переключения четкие.

Объектив удобен в работе настолько, насколько может быть удобным объектив таких размеров и полуторакилограммового веса. По этим параметрам он сравним с семейством объективов 70-200/2,8: если вам комфортно работать, скажем, с Canon EF 70-200/2.8L USM, то и Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art не вызовет отторжения.

Покритиковать можно настойчивое нежелание Sigma добавлять пыле- и влагозащиту в свои модели линейки Art. В целом: в плюсах отличное изготовление и привлекательный дизайн; в минусах – вес и отсутствие пыле и влагозащиты.

 Рядом с Sigma SD quattro
 Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art

Геометрические искажения

Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art уверенно контролирует геометрические искажения: показатели не превышают условно-комфортного уровня в 1% на большей части диапазона фокусных расстояний, характер дисторсии правильный и она легко правится при постобработке.

Бочкообразная дисторсия в 0,9% на фокусном 50 мм сменяется «подушкой» по мере роста фокусных: на 70 мм показатель не превышает 1% (0,7%) и незначительно выше условно-комфортного уровня на 100 мм (1,2%).

Достойный результат!

Дисторсия на 50 мм
 
Дисторсия на 70 мм
 
Дисторсия на 100 мм

Разрешение и резкость

Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art выступила практически безукоризненно: принцип «Чуть-чуть прикройте», конечно,  работает, но в случае с героем обзора его можно не соблюдать – объектив отменно резок начиная с f/1.8, причем без присущего многим светосильным объективам явного падения к краям и углам кадра на открытых значениях диафрагмы.

Обратите внимание на графики «резкость vs диафрагма», построенные программой Reikan Focal: Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art уверенно и ровно работает на всем диапазоне диафрагм, падение разрешение на f/14 – f/16 вызвано дифракцией. F/1,8 у героя обзора на самом деле «полностью рабочее» значение, а не факультативное.


Резкость vs диафрагма на 50 мм
Резкость vs диафрагма на 100 мм

Повторюсь: с точки зрения резкости объектив позволяет не задумываться, на какой диафрагме снимать, никаких нареканий по этому показателю Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art не вызывает. Разрешением, сравнимым с лучшими представителями семейства «объективов с постоянным фокусным», и поведением герой обзора определенно приятно удивил (если не поразил).

О методе представления полученных данных можно прочитать в материале «Точка отсчета».

Прилагаю внутрикамерный JPEG без обработки, снятый на фокусном 100 мм и f/1.8: аккуратно, 7 Мб.

Фокусное 100 мм, диафрагма f/1.8, без обработки
IMG_9843.JPG
Изображение JPG 7.0 MB

Виньетирование

Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art отменно справляется с затемнением краев и углов кадра по сравнению с его центром: даже на полностью открытой диафрагме показанные результаты сравнимы с показателями виньетирования объективов с постоянным фокусным расстоянием, а во многих случаях – превосходят их! Невысокое на открытых диафрагмах виньетирование вкупе с уверенной резкостью по всему полю делают диапазон f/1.8 – f/2.0 полностью рабочим.

На фокусном 50 мм и полностью открытой диафрагме углы кадра отличаются от его центра на 1,6 ступени, уже на f/2.0 уровень лишь незначительно превышает условно-комфортный в 1 ступень. На f/2.8 виньетирование на реальных снимках будет практически незаметно.

Виньетирование 50 мм f/1.8
 
Виньетирование 50 мм f/2.0

На фокусном 70 мм и f/1.8 уровень близок к 1 ступени и понижается до комфортных 0,88 ступени уже на f/2.0.

Виньетирование 100 мм f/1.8
 
Виньетирование 100 мм f/2.0
Виньетирование наиболее выражено на фокусном 100 мм, где на полностью открытой диафрагме показатели превышают 1,5 ступени, но и в этом положении на f/2.8 виньетирование на реальных снимках будет практически незаметно.

 

Отличные результаты!

Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art работает и на полнокадровом Canon EOS 5D mark II, однако, с характерным для APS-C объектива на полнокадровом фотоаппарате тяжелым виньетированием.

Виньетирование, полный кадр, 50 мм f/1.8
 
Виньетирование, полный кадр, 100 мм f/1.8
Виньетирование, полный кадр, 50 мм, f/8.0
 
Виньетирование, полный кадр, 100 мм f/8.0
Хроматические аберрации

Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art старательно борется с хроматическими аберрациями и в диапазоне 80 – 100 мм это ей полностью удается. Однако, на широком угле (фокусные 50 – 75 мм) уровень хроматических аберраций превышает условно-комфортный в 0,06% практически на всех значениях диафрагмы.

 

 

Кроп 100%, край кадра

На реальных снимках в местах контрастных переходов это может быть заметно. На прилагаемом 100% кропе (кадр сделан на фокусном 50 мм и f/8.0) можно увидеть, что хроматика присутствует, но достаточно скромно.

ХА, 50 мм f/1.8
ХА, 70 мм f/1.8
ХА, 100 мм f/1.8

Добавлю, что Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art на удивление отлично борется с окраской зон вне фокуса (color fringing): даже на полностью открытой диафрагме все в полном порядке. Также уверенно герой обзора справляется с комой.

Автофокус

В приводе автофокуса Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art используется кольцевой ультразвуковой мотор, процесс убедительно быстр и практически бесшумен. Прогон по все дистанции фокусировки занимает чуть меньше 1 секунды.

Тестируемый экземпляр не показал склонности к фронт или бэк фокусу в диапазоне фокусных 50 – 90 мм, на фокусном 100 мм на полностью открытой диафрагме присутствовал незначительный фронт фокус. Также на фокусном 100 мм наблюдался небольшой фокус-шифт (смещение точки фокусировки при изменении значения диафрагмы). На остальном диапазоне фокусных я фокус-шифта не обнаружил.

50 мм f/1.8, точно в цель
Легкий фронт фокус и фокус-шифт (слева направо f/1.8 — f/2.0 — f/2.8)
К цепкости никаких претензий при благоприятных условиях, при недостатке освещения процесс фокусировки происходит медленнее и не всегда объективу удается зацепиться. Объекты меняют размеры при фокусировке. К повторяемости результатов претензий нет, процент промахов не превышает привычного, что подтверждается тестированием программой Reikan Focal:

На фокусном 50 мм повторяемость результатов фазового фокуса по центральной точке составляет почти 98% (98% и выше относится к результатам «отлично»), контрастного – 99%.

Стабильность фазового автофокуса на 50 мм
 
Стабильность контрастного автофокуса на 50 мм

На фокусном 100 мм показатели фазового – 97%, контрастного – 99%.

Стабильность фазового автофокуса на 100 мм
 
Стабильность контрастного автофокуса на 100 мм
Несколько неувереннее герой обзора фокусируется по боковым точкам.

Отмечу относительно быструю и без раздражающей подстройки работу контрастного автофокуса. Объектив не относится к парфокальным и требует перефокусировки после изменения фокусного расстояния.

Картинка, контровый свет

Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art умеет формировать резкое, контрастное, с привлекательными цветами изображение уже на полностью открытой диафрагме. Цветопередачу можно назвать характерной для объективов Сигма, но цвета неожиданно менее насыщенные.

Боке правильное и привлекательное на всем диапазоне фокусных расстояний, переходы к зоне нерезкости плавные и естественные. Боке выигрывает и из-за практически полного отсутствия сферохроматизма (окраски зон все фокуса). С учетом эквивалентных фокусных 80 – 160 мм и рабочих диафрагм f/1.8 – f/2.8 Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art можно назвать портретным объективом «все-в-одном»: он способен практически равноценно заменить объективы 85 мм, 100 и 135 мм, добавив промежуточные значения и продлив диапазон до 160 мм в эквиваленте.

К сожалению, за все время тестирования Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art солнечной погоды не было, поэтому стойкость к артефактам и переотражениям и работу в контровом свете пришлось проверять на искусственных источниках освещения. Результаты не обнадеживают и, думаю, что герой обзора вряд ли способен занять высокое место в этой дисциплине: источник света в кадре практически гарантированно дает зеленые артефакты, выраженность и размеры которых растут с прикрытием диафрагмы. Более того, источник света в кадре часто приводит к снижению контрастности. Источник рядом с границей кадра (но не в кадре) может снизить контрастность изображения, но артефакты и переотражения в таком случае крайне редки.

Боке, 50 мм f/1.8, кроп 100%

Источник в кадре, 50 мм f/3.5
Заключение

По итогам Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art вошла в мой личный «топ-список» объективов. Не только и не столько из-за уникальности технических характеристик (согласитесь, что зумы f/1.8 можно пересчитать на пальцах одной руки и еще останется), но в первую очередь отменным качеством изготовления и практически безупречным качеством формируемого изображения. Давайте перечислим плюсы:

  • Качество изготовления и материалов
  • Продуманный дизайн
  • Богатый комплект продажи
  • Эффективный контроль над геометрическими искажениями
  • Высокое разрешение и равномерная резкость по полю изображения на всех значениях диафрагмы
  • Крайне невысокое виньетирование
  • Отсутствие сферохроматизма и уверенный контроль над комой
  • Нескучная «картинка» и привлекательно «боке»

Что в минусах:

  • Не совсем уверенный контроль над ХА в диапазоне фокусных 80 – 100 мм
  • Слабая работа в контровом свете
  • Отсутствие пыле- в влагозащиты

Диапазон фокусных расстояний

Можно было бы добавить в минусы вес и габариты героя обзора, но это схоже сетованию на то, что в дождь сыро: сегодня невозможно сделать компактный и легкий объектив с таким качеством изображения и постоянно диафрагмой F/1.8. Да, работу автофокуса Sigma 50-100/1.8 DC HSM Art пока не назвать эталонной, но и к аутсайдерам герой обзора никак не причислить – минимум «крепкий середнячок» и определенно один из лучших в линейке объективов Сигма.

Что в итоге? Крайне привлекательный и по-настоящему «честный» объектив, самый «портретный» объектив с переменным фокусным и отменный умеренный телевик для владельцев фотоаппаратов APS-C формата.

Настоятельно рекомендую.